Психология

10 способов наказать ребенка — от худшего к лучшему

Часто родители наказывают детей из благих побуждений — чтобы пресечь «плохое» поведение, научить их правилам, оградить от негативных последствий, проучить. Но так ли безобидны такие методы воспитания? Психолог рассказывает о десяти видах наказаний (от худшего к лучшему) и объясняет, каковы их последствия для психики ребенка.

10 способов наказать ребенка — от худшего к лучшему

10. Ремень, шлепки, подзатыльники

Дайте как следует ребенку ремня, чтобы неповадно было! Всыпьте ему по первое число! Пусть он почувствует себя слабым, беззащитным, одиноким, пускай ему будет больно, страшно, пусть он кричит и вырывается, пусть страдает и пусть даже начнет заикаться — зато в следующий раз будет думать, как себя вести.

Любые физические наказания противоречат самым базовым этическим принципам, которым мы учим детей: «Маленьких и слабых обижать нельзя», «Не бей тех, кто слабее тебя». Это самое токсичное наказание, которое имеет ужасные последствия для психики ребенка. Это попытка заставить ребенка подчиниться из чувства животного страха. Ребенок слушается не потому, что понял какие-то важные вещи, а потому, что хочет избежать боли.

9. Темнота

Посадите его к темную комнату, закройте дверь и не выпускайте. Пусть ему будет жутко страшно, пусть он рыдает, кричит и просит его выпустить. Заслужил! Зато потом будет слушаться и делать то, что ему говорят.

Снова попытка запугать и заставить подчиняться из чувства страха. Ребенок не делает никаких выводов, не думает над своим поведением и ничего не анализирует, пока находится в темной комнате — это бессмысленное и жестокое издевательство. Такое наказание, скорее всего, приведет к страхам, фобиям, возможно, нервным тикам, ночным кошмарам, энурезу и даже заиканию.

8. Угрозы отказаться от ребенка

Сделайте вид, что звоните в детский дом или полицию и просите забрать своего ребенка, потому что он вам больше не нужен из-за плохого поведения… Начните собирать его вещи. Пусть он в ужасе плачет, бегает за вами по квартире, пытается обнять и обещает, что будет хорошо себя вести, пусть умоляет вас никуда его не сдавать — будьте непреклонны… Продолжайте уверенно собирать его вещи и «созваниваться» с представителями детского дома. А потом скажите, что даете ему еще один шанс.

Это наказание также ничему не обучает ребенка, а только создает огромную травму привязанности и вызывает мощнейшую тревогу. Потому что один из самых сильных страхов ребенка — это лишиться родителей. Если он чего-то не умеет — делать он это не научится, если он что-то не понимает или с чем-то не справляется, новые навыки у него в результате этих запугиваний не сформируются. Бессмысленное, жестокое наказание с тяжелыми последствиями для психики.

7. Игнорирование

Не разговаривайте с ним целый день. Нет, лучше два дня. А еще лучше — неделю! Игнорируйте его попытки примириться. Пусть страдает, мучается, сожалеет о содеянном, пусть волнуется, что потерял вашу любовь и больше ничего для вас не значит. Пусть грызет свои ногти от тревоги. Пусть плачет. Зато в следующий раз трижды подумает, прежде чем безобразничать.

Это тоже одно из самых унизительных и токсичных наказаний, к которым часто прибегают взрослые, когда пытаются показать ребенку, как он их обидел своим поведением. Стоит только представить, что ваш близкий человек целый день вас игнорирует, несмотря на ваши попытки поговорить и наладить контакт, — и вам будет понятно, что чувствует ребенок. Добавьте к этому, что он всецело зависит от вас. А самое главное — что такой игнор ничему ребенка не учит, а только пугает и заставляет невероятно тревожиться и страдать.

6. Порча имущества

Разбейте гаджет ребенка, сломайте любимую игру или выкиньте игрушку в мусорное ведро. Скажите, что если он не будет вас слушаться, вы будете выкидывать или портить его любимые вещи. Пусть он чувствует огромную обиду на вас, пусть он на вас сильно злится, пусть будет фантазировать, как вам потом отомстит, — главное, что вы показали свою власть над ребенком и заставили его подчиниться в моменте.

Прежде всего это наказание учит ребенка тому, что если тебе не понравилось чье-то поведение — ты имеешь полное право поломать его вещи. Представляю, если ребенок будет так вести себя с другими детьми на детской площадке и в садике, какая реакция будет у взрослых… Получается, что взрослым такое можно творить, а детям — нет? И как это ребенку объяснить?

Обида и злость на вас у ребенка будут такие сильные, что эти чувства абсолютно заблокируют его способность хоть как-то осмыслить ситуацию и сделать из нее выводы. А когда ребенок будет недоволен вашим поведением, он тоже сможет сломать вашу вещь. Потому что дети копируют то, что делают взрослые.

5. Вселение стыда

Заставьте ребенка ходить везде, куда вы ездите, с позорной табличкой: «Мне уже пять лет, а я так и не научился себя хорошо вести». Пусть ему будет невыносимо стыдно перед другими людьми, пусть он чувствует, как все на него смотрят и рассматривают его табличку, показывают пальцами, подшучивают и открыто смеются.

То, что ребенку будет стыдно перед окружающими, совершенно не означает то, что он будет анализировать причины, по которым это происходит. Стыд не помогает ребенку изменить свое поведение, научиться тому, что у него не получается, сформировать новые навыки и умения. Такое наказание сформирует у него комплекс неполноценности, стеснительность и робость — зато вам будет легко им управлять.

4. Лишение своего внимания

Скажите, что не будете читать ребенку, проводить с ним время и играть с ним. Лишите его своего тепла, внимания и заботы. Пусть ему будет очень неприятно, пусть он тоскует по вашей компании и скучает по вам. Пусть подумает над своим поведением и в следующий раз будет вас слушать.

Многие родители прибегают к этому типу наказаний. Но, опять-таки, такое поведение не имеет никакого обучающего воздействия на ребенка, а вызывает только обиду и горечь. Кстати, многие дети плохо себя ведут именно для того, чтобы получить внимание, которого им не хватает. И, наоборот, хорошая профилактика такого поведения — это совместное времяпровождение. Лишая ребенка этого, вы рискуете тем, что его поведение станет совсем невыносимым.

3. Угол

Поставьте ребенка в угол, пусть стоит там и думает над своим поведением.

Это наказание помогает временно взять ребенка под полный контроль, изолировать его от других детей и взрослых в семье и обездвижить. Но как это поможет ему улучшить поведение? Что-то понять о себе? Он будет считать дырочки, неровности и царапинки на стене, будет думать о своем, мечтать, фантазировать и делать еще что угодно, только не анализировать свое поведение. Тогда какой смысл в этом наказании?

2. Лишение сладкого, мультиков, телефона, компьютерных игр

Скажите, что за его плохое поведение вы не будете покупать ему сладости в ближайшую неделю, включать мультики, давать поиграть в телефон или планшет.

Это не такое обидное и токсичное наказание, как предыдущие, и в большинстве семей оно даже работает и приводит к подчинению ребенка и выполнению того, что нужно. Но это сродни дрессировке собачки — для получения лакомства она будет делать то, что от нее хотят. Но когда лакомства нет — смысла ей делать то, что просят — тоже нет никакого. И родители часто вынуждены все чаще подкупать детей мультиками, сладостями и телефоном, чтобы повлиять на их поведение.

1. Позволение ребенку увидеть последствия своих поступков

Если вы видите, что сама жизнь может научить ребенка чему-то важному и он может получить ценный для себя урок, если вы не будете вмешиваться, — не вмешивайтесь. Дайте событиям случиться. Естественные последствия того или иного поведения — это один из самых лучших способов для ребенка что-то понять на собственном опыте. Вы в свою очередь помогите сделать необходимые выводы из того, что произошло. Без ругани и обвинений.

Важно только, чтобы последствия не представляли для ребенка никакой опасности или угрозы его жизни и здоровью

Также можно сказать ребенку, какого именно поведения вы от него ждете. Убедитесь, что он вас услышал и понял, чего именно вы от него хотите и почему. Предложите ему помощь в том, что нужно сделать. Объясните, что, если он продолжит делать то, что делает (или не будет делать то, что нужно), наступят определенные последствия, объясните — какие именно. Важно, чтобы они не были унизительны для ребенка, не ударяли по его достоинству, чтобы они были логически связаны с его поведением и чтобы они были непродолжительны по времени — потому что ребенку важно понимать, что у него будет возможность исправиться в будущем.

Такое родительское поведение даже наказанием называть будет несправедливо. Это уважительный, обучающий подход в воспитании, который помогает ребенку начать видеть причинно-следственные связи и учиться на своем опыте.

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»