Психология

Активизм либо вандализм: кто и для чего нападает на картины величавых живописцев

Порча картин — безусловно, проявление вандализма. Но так ли все однозначно? Произведения искусства уже не раз становились средством привлечения внимания к различным проблемам — политическим, культурным, социальным, экологическим. Но насколько этот способ эффективен и почему активисты выбирают именно картины для своих протестов? Виноваты ли в чем-то «Подсолнухи» или «Мона Лиза»? Вспоминаем с психологом самые известные случаи нападения на картины и разбираемся в мотивах вандалов.

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Оглавление

Политический протест

Пабло Пикассо «Герника» (1937)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Нападение на картину произошло в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1974 году. Информация об этом не сразу дошла до общественности из-за опасений руководства: считалось, что это повторится после освещения в прессе.

В этой картине Пикассо раскрыл тему бомбардировки Герники во время гражданской войны в Испании. В 1974 году молодой художник и выпускник Королевского колледжа искусств Тони Шафрази написал на ней KILL LIES ALL, присоединившись к акции протеста против войны во Вьетнаме. Художник выступил против досрочного освобождения из-под домашнего ареста лейтенанта американской армии Уильяма Келли, который обвинялся в массовых убийствах мирного населения деревенской общины Сонгми во Вьетнаме. Таким образом Шафрази хотел актуализировать смысл известной картины.

К счастью, благодаря плотному слою лака «Герника» не пострадала — надпись удалось быстро смыть. Этот случай никак не помешал Шафрази, получившему тогда штраф, успешно построить свою карьеру в будущем. Теперь он арт-дилер, художник и владелец художественной галереи Шафрази в Нью-Йорке.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная» (1636) 

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Картине Рембрандта нападение вандала стоило уже большего ущерба, а сам виновник, хоть и прикрывался политическими мотивами, был отправлен на принудительное лечение. На реставрацию «Данаи» ушло 12 лет.

Случилось все 15 июня 1985 года в Эрмитаже. 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис был одним из многочисленных посетителей. Выяснив у смотрительниц, какая из картин является самой ценной, он подошел к «Данае» и воспользовался припасенным оружием — у мужчины в полах пиджака были припрятаны банка с серной кислотой, которую он плеснул в центр холста, и нож, повредивший, в итоге, живот и бедра изображенной «Данаи». Кроме того, в арсенале мужчины были взрывные устройства, но вандал не решился использовать их из-за большого количества посетителей.

Впоследствии Майгис заявил, что выступает против присоединения Прибалтики к СССР. Безработный мужчина спустя два месяца после задержания был признан невменяемым и отправлен в одну из больниц в Ленинграде. Позже его перевели в учреждение в Литве. Вандал свою вину так и не не признал, ссылаясь на то, что работникам музея следовало просто лучше ее охранять.

К сожалению, рядом с картиной не было никого, кто мог бы предотвратить действия нарушителя. Он повредил 30% авторского красочного слоя. Женская фигура была испорчена из-за кислоты и глубоких порезов, заполнившимися темными красками. Реставрация началась незамедлительно. В первую очередь картина была промыта холодной водой для нейтрализации кислоты, потом реставраторы устраняли натеки, работали с лаком и восстанавливали поврежденные места.

Снова картина Рембрандта увидела свет лишь в 1997 году, на выставке вместе с ней разместили документы и фотографии, связанные с реставрацией. Картина находилась уже за бронированным стеклом.

Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» (1507–1508)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Картине Леонардо да Винчи в Лондонской национальной галерее достались выстрелы из ружья.

В 1987 году огонь в Лондонской национальной галерее открыл Роберт Кембридж. Оружие он прятал в пальто. Как и в предыдущем случае, нарушителя признали невменяемым, обнаружив у него проблемы с психикой. Сам же он утверждал, что произвел выстрел в борьбе за нормальные политические, экономические и социальные условия для граждан в Великобритании. Кембридж был недоволен политикой Маргарет Тэтчер.

Защитное стекло не выдержало направленной на него картечи и разбилось, вследствие чего картина была повреждена осколками, которые разлетелись во все стороны. Хрупкое полотно порвалось легко — в бюсте Богоматери образовалась дыра диаметром в 2,5 сантиметров. Реставрация произведения искусства длилась больше года.

Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» (1929)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Картины Пикассо снова стали объектом вандализма в 2012 году. На этот раз преступник был осужден.

22-летний Уриэль Ландерос испортил картину художника 13 июня в музее The Menil Collection Хьюстон, США. Он решил дополнить произведение трафаретной надписью Conquista («Завоевание») и изображением матадора, убивающего быка. Мужчина назвал это «актом политического неповиновения». 

Краска оказалась не таким серьезным средством для повреждения. Реставраторы закончили свою работу очень быстро. Ландерос добровольно сдался полиции лишь спустя несколько месяцев, до этого скрываясь от властей. В мае 2013 года его приговорили к двум годам лишения свободы.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

В 2013 году на картине Делакруа появилась надпись. 8 февраля в филиале Лувра 28-летняя посетительница извлекла черный маркер, чтобы написать на полотне АЕ911. Оказалось, это название сообщества, члены которого убеждены, что власти умалчивают о настоящих организаторах терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Вскоре нарушительницу задержала полиция, а реставраторам удалось тщательно очистить картину в тот же день. 

Борьба за равноправие

Диего Веласкес «Венера с зеркалом» (1647–1651) 

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Мэри Ричардсон, нападавшая на «Венеру с зеркалом», имела для этого две причины, так или иначе связанные с борьбой за права женщин.

Атаковала картину она в Лондонской национальной галерее в 1914 году. На картине осталось восемь порезов, семь из которых достались центральной фигуре. В качестве оружия был использован топорик для рубки мяса.

Свои действия Ричардсон изначально приурочила к аресту Эммелин Панкхерст — основательницы Женского социально-политического союза и лидера движения суфражисток. Все произошло за день до прихода Ричардсон в музей. Картина была выбрана не случайно — нападавшая сравнила «самую прекрасную женщину в мифологической истории» и «самую прекрасную женщину в современной истории». Не оставили сомнений и взгляды мужчин, изучавшие детали картины. Нападающая расценила это как «объективизацию женщин». 

Ричардсон еще до этого была замечена за поджогами и битьем окон в министерстве внутренних дел Великобритании. Теперь за акт вандализма ее сразу же заключили под стражу. Активистка должна была шесть месяцев просидеть в одиночной камере. В то время это было максимальным наказанием за порчу произведения искусства. Несмотря на это, ее отпустили менее чем через месяц после начала заключения из-за голодовки. Выйдя на свободу, Ричардсон продолжила свою деятельность и стала секретарем Британского союза фашистов, а позднее опубликовала мемуары.

Картину удалось восстановить. Реставрацией занимался Хельмут Рухеман, который во время Второй мировой войны хранил у себя произведения искусства из собрания Национальной галереи и Tate. 

Чувства верующих

Василий Верещагин «Святое семейство» (1884-1885) и «Воскресение Христово» (1884)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Одному из фанатиков не понравилось неканоничное толкование евангельских сюжетов художником.

Верещагин увлекался религией и черпал вдохновение в том числе из книги французского историка христианства Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». На картинах «Святое семейство» и «Воскресение Христово» он изобразил Христа как совершенно обычного человека, занятого повседневными делами. Это вызвало возмущение католической церкви. На выставке в Вене в 1885 году картины были облиты серной кислотой.

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Нарушитель не был осужден. Его поступок привлек внимание к картинам Верещагина, которые после этого критиковались в прессе. Но чем больше священники осуждали произведения искусства, тем больше людей мечтали посетить выставку. Критика все же подорвала мотивацию художника, и он принял решение не выставлять картины на религиозную тематику в католических странах.

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван» (1883–1885)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Картина Репина подвергалась критике не один раз. Последнее нападение было совершено совсем недавно — в 2018 году.

Картина находилась в Третьяковской галерее, когда посетитель Игорь Подпорин, посчитавший, что она «оскорбляет чувства верующих, православных и вообще всех в России», разбил защитное стекло металлическим столбиком ограждения и изрезал полотно. Изображение лиц и рук повреждены не были, однако холст был прорван в нескольких местах. Из-за осколков стекла пострадала авторская художественная рама.

Наказания ему избежать не удалось. В 2019 году был вынесен окончательный приговор — два с половиной года колонии общего режима. Картину реставрировали четыре года. Снова радовать гостей галереи она начала 23 мая 2022 года. 

Художественная акция

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван» (1883–1885)

Ну а первое нападение на картину произошло в 1913 году и стало настоящим культурным событием.

В Третьяковской галерее со словами «Довольно крови, слишком много крови!» на картину напал старообрядец и иконописец-любитель Абрам Балашов. Полотну было нанесено три пореза, которые привели к ее повреждению, ведь в то время защитное стекло еще не использовалось. 

Реставрацией занимался в том числе и сам Репин. Напавший был признан сумасшедшим и отправлен в психиатрическую больницу. Нашлись те, кто поддержали его действия.

Поэт Максимилиан Волошин, например, заявил: «Поступок Абрама Балашова никак нельзя принять за акт банального музейного вандализма. Он обусловлен, он непосредственно вызван самой художественной сущностью репинской картины».

Этот случай привел к спору между представителями нового и старого искусства. Сторонники левых течений в искусстве стали активно выступать против реализма и натурализма. Максимилиан Волошин прочитал лекцию на тему «„Иван Грозный и его сын“, картина Репина». Дискуссия вылилась в настоящее побоище между защитниками Репина и его противниками.

Казимир Малевич «Супрематизм (Белый крест)» (1927)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

В январе 1997 года в амстердамском музее Стеделейк поверх белого креста Малевича появился зеленый знак доллара.

Картина пострадала от рук российского акциониста и художника Александра Бренера. Ранее он уже участвовал в протестных акциях — например, вызвал на боксерский поединок посреди Красной площади Бориса Ельцина и сорвал службу в Елоховском соборе с криками «Чечня!». Однако на этот раз мотив был не политическим, а художественным — вандал выступил против коммерции в мире искусства. Впрочем, до этого он уже посещал музеи с целью проведения акции — в 1996 году на выставке «Интерпол» в Стокгольме Бренер уничтожил работу китайского художника Венда Гу.

На этот раз ему дали пять месяцев нидерландской тюрьмы и пять месяцев условно. Реставрация полотна обошлась примерно в 10 тысяч долларов.   

Марк Ротко «Черное на коричневом» (1958)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Этим нападением вандал пытался донести до общества собственные идеи. 7 октября 2012 художник Владимир Уманец в лондонской галерее современного искусства «Тейт Модерн», где днем было много посетителей, черными чернилами написал прямо на холсте «Владимир Уманец’12». Потенциальный кусок желтизны». Смысл надписи он прокомментировал позже сам, позвонив в газету. Тогда в галерее его никто не задержал — под удивленными взглядами посетителей он спокойно покинул здание.

Оказалось, он хотел привлечь внимание к происходящему в современном искусстве. Марк Ротко тут ни при чем — вандал признался, что наоборот уважает творца. Ту же надпись он планировал сделать и на картинах художника Джексона Поллока. Желтизна (или йеллоуизм), как выяснилось, это художественное движение, организованное двумя людьми, в том числе самим Уманцем. «Желтизна не является ни искусством, ни антиискусством, а контекст, в котором существуют произведения искусства, уже искусство. Контекст желтизны также желтизна», — объяснил он.

Вандал понимал, что его арестуют, но не признавал свою вину, так как, по его словам, ничего плохо не сделал. В Лондон он приехал несколько лет назад и постоянного места жительства на тот момент не имел. Порча картины была приравнена им к первому акту «желтизны» — нового культурного пространства.

Экологический активизм

Винсент Ван Гог «Подсолнухи» (1888)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Несмотря на то что экоактивисты совершали свои протесты и раньше, этот случай стал самым громким.

Протестующие были сторонниками организации Just stop oil. Это движение против климатических изменений появилось в Англии в феврале 2022 года. Акции сообщества всегда проходят по похожему сценарию. Подобные организации есть в разных странах: например, Ultima Generazione в Италии, Letzte Generation в Германии. Вместе — это объединение A22 Network.

В этот раз в акции протеста были задействованы две девушки — 21-летняя Фиби Пламмер и 20-летняя Анна Холланд. 14 октября 2022 года в Национальной галерее они плеснули содержимое двух банок томатного супа на полотно, а потом приклеили к стене ладони.  

Таким образом нападающие пытались заставить британское правительство аннулировать все лицензии на использование, разведку, разработку и добычу ископаемого топлива.

«Разрешение добычи новых нефтяных и газовых ресурсов в Великобритании является непристойной и геноцидной политикой, которая убьет наших детей и обречет человечество на забвение», — говорится на сайте организации. Ее участники уверены, что через восемь лет следует полностью отказаться от ископаемого топлива.

Благодаря защитному стеклу картины обычно не сильно страдают от действий активистов. Вслучае с картиной Ван Гога удар на себя приняла рама. Двум участницам протеста выписали штраф на 5 тысяч фунтов стерлингов.

Джон Констебл «Телега для сена» (1821)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

Затем нападения стали происходить чаще. 6 июля 2022 года в Национальной галерее в Лондоне экоактивисты приклеили к картине руки и повесили на оригинальное полотно три листа с переосмысленной ими самими версией работы.

Клод Моне «Стога» (1888–1891)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

23 октября 2022 года вандалы посетили музей «Барберини» в немецком Потсдаме, выбрав для привлечения внимания картофельное пюре.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

27 октября этого же года акция вандализма прошла в гаагском музее «Маурицхейс», на этот раз произведение искусства было облито красной жидкостью.

Винсент Ван Гог «Сеятель» (1888)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

4 ноября в Палаццо Бонапарте в Риме трое активистов задействовали овощной суп.

Энди Уорхол «Банка с супом Кэмпбелл» (1961-1962)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

9 ноября вандалы были замечены в Национальной галерее в Канберре, они пытались испортить произведение синей краской из баллончика и приклеить себя к стене.

Эмили Карр «Пни и небо» (1934)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

14 ноября оружием стал кленовый сироп, разлитый в художественной галерее Ванкувера.

Густав Климт «Смерть и жизнь» (1908–1916)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

15 ноября в Музее Леопольда в Вене на картине оказалась черная жидкость.

Чаще всего экоактивисты совершают акты вандализма в Национальной галерее в Лондоне, так как одним из главных меценатов музея является семейство Гетти, которое заработало состояние на добыче нефти. Эйлин Гетти, внучка основателя Getty Oil, пожертвовала организации Just Stop Oil один миллион долларов, однако нападения на галерею не остановились.

Самая ненавидимая картина

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503)

Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников

«Джоконда» стала картиной с максимальным числом нападений. Против нее в разное время использовали и кислоту, и, как ни странно, торт. Сейчас полотно находится под пуленепробиваемым стеклом.

Кислотой воспользовался один из посетителей Лувра еще в 1956 году. Тогда был поврежден нижний край полотна. Через несколько месяцев боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в картину камень, чем сбил слой краски у локтя центральной фигуры. «У меня в кармане был камень, и я внезапно подумал о том, чтобы бросить его», — говорил нарушитель. Кажется, особого серьезного намерения у него не было.

В 2009 году женщина напала на картину из-за личных проблем, выместив не ней таким образом свою злость. Поводом бросить в портрет керамическую чашку с горячим чаем стал отказ в выдаче французского гражданства. Как бы то ни было, она добровольно сдалась полиции.

В 1974 году, когда произведение искусства находилось в Национальной галерее в Токио, Томоко Енэдзу хотела нанести на холст красную краску. В этот раз мотив был вполне определенный — она выступила против недоступности музея для людей с ограниченными возможностями. Нарушительницу сразу поймали, но, несмотря на последующий арест и штраф, ее жалоба была услышана — музей выделил отдельный день для просмотра «Моны Лизы» людей с ограниченными возможностями.

Последнее нападение на картину было совершено совсем недавно — в прошлом году. В мае 2022 года 36-летний мужчина в инвалидном кресле, выдававший себя за пожилую женщину, подъехал к портрету и швырнул в него торт, а после стал разбрасывать вокруг лепестки роз. Свой поступок он мотивировал заботой об окружающей среде, призвав людей «подумать о Земле», которая постепенно уничтожается. Охрана быстро вывела его. Картина была за стеклом, поэтому не пострадала.

Кто и зачем портит картины

Вандализмом занимаются люди, которые либо находятся в состоянии стресса или аффекта, либо имеют заниженную самооценку. Именно в состоянии тревожности чаще всего может возникнуть желание совершить подобное. Согласно поливагальной теории в нейропсихологии, на проблемы мы реагируем наибольшей активизацией одного из трех комплексов вегетативной нервной системы. 

На практике это выглядит так, что организм отвечает на различные уровни стресса одним из вышеперечисленных способов:

  1. Замедление, отстраненность, депрессивное поведение;

  2. «Бороться и бежать», двигательная активность, повышение голоса, крик, слезы;

  3. Позитивное состояние социальной вовлеченности, возможность планирования в спокойном, расслабленном режиме.

Самый древний ответ нашей вегетативной нервной системы — это замереть и не действовать. Следующий за ним — «бороться и бежать», драться. Это про умение коммуницировать, договариваться, вступать в контакт, используя высшие психические функции нашего мозга.

У людей, которые долго находились в оцепенении и в состоянии стресса, чувствовали отвержение со стороны окружающих, психика выбирает первую стратегию: замереть. Дальше у них наступает резкий переход от «я активно не живу» к «надо действовать». И они, например, портят картины.

К сожалению, психика вандалов не способна перейти к третьей стратегии, которая предполагает умение высказаться, договориться, объяснить свою позицию.

Почему нас так задевают действия «активистов»

Произведение искусства, которое признано большим количеством людей, — это коллективное достояние. В связи с этим можно вспомнить такие термины, как коллективное бессознательное и коллективное сознательное. Понятия ввел Зигмунд Фрейд, затем ими занимались Карл Юнг и Роберто Ассаджоли, а в России — психиатр Алексей Леонтьев. В соответствии с теориями, разработанными этими учеными, то, что уже приняло сознание достаточно многих людей, переходит в формат коллективного сознания.

Таким образом, получается, что человек совершает вандализм не над произведением искусства одного человека, а над объектом, который сознание многих миллионов людей приняло за форму высшего творчества целого человечества.

Та же картина «Подсолнухи» — это предмет обладания уже не одного человека (автора), а огромного количества людей, так как она выступает своего рода доказательством того, что общество вышло на какой-то новый уровень в искусстве, мировоззрении и так далее.

Грубо говоря, человек совершает акт вандализма не против конкретного предмета. Сознание вандала вступает в драку с человечеством. Однако он пока не в состоянии высказаться иначе — или, может быть, он уже это пробовал делать, но его не услышали. И тогда он делает так, чтобы его заметили — обращаясь к всемирно известному объекту.

Вандалы, по сути, делают ставку на то, что люди обычно обращают внимание на ценность чего-то только после того, как оно было утеряно. К слову, этим же иногда пользуются известные художники, прилюдно уничтожая свои полотна, чтобы публика ими заинтересовалась и затем купила их подороже.

В пример можно привести известного художника Бэнкси. Самый громкий случай за последнее время произошел с его картиной «Девочка с воздушным шаром». Бэнкси продал ее на аукционе за сумасшедшие деньги и сразу после продажи пропустил ее через шредер. Как сказал художник, он должен был разрезать всю картину, но застопорился. Тем не менее это была сенсация. К поступку Бэнкси было приковано столько внимания, что все его работы подскочили в цене. 

В чем ошибка вандалов-активистов

Чтобы не превратиться в вандала, человеку нужно совладать с примитивными реакциями своей вегетативной системы и перейти в режим деловой коммуникации.

Так, нужно уметь договариваться — причем в рамках сугубо деловой коммуникации. А это значит, что перед тем, как высказаться, человек должен понимать, что конкретно он хочет донести до общественности и в какую инстанцию ему следует обратиться.

Дело в том, что недостаточно просто рассказать во всеуслышание о том, как кто-то страдает и гибнет, в каком состоянии сейчас экология. Обычному человеку все это совершенно неинтересно. Поэтому во время формулирования своих требований активистам следует учитывать два момента:

  1. Почему людям будет плохо, если произойдет (или уже происходит) то, против чего они выступают?

  2. Что получат люди, предприятия и организации, к которым они обращаются, если те пойдут на выполнение требований?

Это называется стратегией Win-Win — когда в выигрыше остаются все участники переговоров. Активисты должны объяснить, как улучшится жизнь тех, к кому они обращаются, и что конкретно для этого нужно сделать.

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»