Психология

Как дворовые игры оказывают влияние на развитие детишек: кинофильм-исследование

Игры во дворе незаметно ушли из жизни городских детей: они посещают кружки, секции, занимаются с репетиторами, но не играют на улице. Чего их это лишило? Способности проживать конфликты и восстанавливаться после них, а также возможности тренировать вестибулярную систему. О том, какую роль вестибулярный аппарат играет в нашей жизни и как именно дворовые игры помогают его развивать, рассказывает психофизиолог.

Как дворовые игры влияют на развитие детей: фильм-исследование

Вестибулярная система и когнитивные функции

Вестибулярная система у большинства людей ассоциируется только с неприятными ощущениями от укачивания в машине или на корабле (или их отсутствием), но ее функции значительно серьезнее. Эта самая древняя сенсорная система помогает ориентироваться в пространстве, а еще влияет на нашу память и способность к обучению, потому что мы живем в условиях гравитации. 

Об этом никто не задумывался, пока человек не полетел в космос. В условиях гравитации вестибулярный аппарат работает круглосуточно, реагируя на притяжение. В космосе, в условиях микрогравитации ситуация другая: в первые дни в невесомости космонавтам очень трудно заниматься умственной работой из-за того, что нет привычной стимуляции вестибулярной системы.

При этом вестибулярный аппарат восприимчив не только к гравитации, но и к нашим движениям

Это парный орган, находящийся во внутреннем ухе и состоящий из пяти отделов, каждый из которых реагирует на определенные быстрые движения головы. Таким образом, у нас в голове 10 сложных «антенн», которые работают относительно независимо друг от друга. 

Современные нейрофизиологические исследования доказали, что когда у человека снижаются когнитивные способности, ухудшается память (например, при болезни Альцгеймера или Паркинсона), выявляется и ухудшение работы вестибулярного аппарата.

Вместе с тем исследования вестибулярной функции, которые в нашей клинике проводятся с помощью сложных медицинских приборов уже восемь лет, показали, что у 87% детей с нарушениями развития и трудностями в обучении снижена реактивность вестибулярной системы — она недостаточно реагирует на движения. Это дети, которых никогда не укачивает в машине, но их вестибулярная система работает некорректно. 

Возможно, дефициты в работе вестибулярной системы связаны с тем, что современные дети двигаются значительно меньше, чем их ровесники 30 лет назад. Некоторые нейрофизиологи предполагают, что есть связь между низкой реактивностью вестибулярной системы и трудностями в обучении. Во всяком случае, мы видим, что у детей, которые проходят курс реабилитации в нашей клинике, параллельно улучшаются и работа вестибулярной системы, и учеба. 

Дворовые игры vs работа со специалистами

Можно ли улучшить работу вестибулярной системы без помощи специалистов? Такой вопрос возник у нас во время разговора за чашкой кофе с кинорежиссером Юлией Сапоновой. Юлия снимает документальные фильмы на социально значимые темы, и оказалось, что ей очень интересна тема дворовых игр. Во время этого разговора я рассказала о том, как полезны такие игры для развития вестибулярной системы, ведь у большинства детей проблема не в «поломке» вестибулярной системы, а в ее недостаточном использовании. 

В итоге мы с Юлией решили провести небольшое исследование, которое может стать документальным фильмом: изучить, как повлияют две недели игр на улице на состояние вестибулярной функции младших школьников. Для участия в нашем исследовании были отобраны дети без каких-либо медицинских диагнозов, но с определенными трудностями в обучении. Все дети говорили, что они ненавидят русский язык, что им не хватает времени на уроках для выполнения заданий и трудно сидеть и внимательно слушать 45 минут. И, конечно же, все участники предпочитали компьютерные игры другим видам деятельности. 

Исследование началось с того, что мы провели детям комплексное обследование с помощью нескольких приборов в отделении вестибулярной диагностики. Оказалось, что у всех испытуемых есть схожие дефициты в работе вестибулярной системы: два слабых звена у большинства детей — это связь с гравитацией и способность следить глазами за движущимися объектами. 

Связь с гравитацией

Благодаря работе вестибулярной системы мозг всегда знает, где находится верх, а где — низ. Если информация о положении головы неточно регистрируется вестибулярными органами и обрабатывается мозгом, то у человека возникает потребность совершать дополнительные движения, чтобы импульсы поступили в мозг. Так происходит с непоседливыми детьми. 

Вестибулярная система создает фон для всех видов нашей деятельности, потому что она помогает нам осуществлять навигацию в пространстве. Если сравнить ее работу с навигатором, то она позволяет мозгу всегда точно определять точку «где я сейчас нахожусь». Мозг считает эту задачу приоритетной. 

Контроль автоматических движений глаз

Импульсы от вестибулярного аппарата обеспечивают работу еще одного важного механизма: автоматических движений глаз. К примеру, современным детям очень трудно научиться играть в бадминтон. Дело в том, что их мозг не успевает обрабатывать информацию о летящем объекте.

Но проблема не только в сложностях со спортивными играми — тот же механизм контроля движений глаз мы используем еще и во время чтения. Возможно, поэтому сейчас количество детей с трудностями в обучении среди младших школьников, по данным Российской академии образования, увеличилось до 40%. 

Обычные современные дети — жители мегаполиса, которые участвовали в нашем исследовании, не знали правил дворовых игр, и им было непросто взаимодействовать друг с другом без аниматора, учителя или тренера, который бы говорил, что нужно делать. Мы попытались создать условия, близкие к реальной ситуации во дворе. Но при этом детей снимали три видеооператора и на груди каждого ребенка была закреплена экшн-камера. 

Достаточно посмотреть записи с экшн-камер, чтобы понять, насколько интенсивно работала вестибулярная система у участников нашего исследования, когда они играли. И это происходило по 2 часа в день на протяжении двух недель. С правилами игр детей знакомили постепенно или они добывали правила сами, например, расспрашивая своих бабушек и дедушек. 

Было непросто. За эти две недели были и ссоры, и разбитые коленки, и образование группировок, которые не могли найти общий язык. Но что в итоге? 

Результаты исследования

Мы провели повторную аппаратную диагностику вестибулярной функции, и она показала, что функционирование вестибулярной системы у всех участников нашего исследования улучшилось. За две недели и без специальных коррекционных занятий. Дети просто играли в дворовые игры — то есть два часа каждый день они интенсивно бегали и прыгали, стимулируя вестибулярную систему. Кроме того, ребята научились долго обходиться без гаджетов, самостоятельно придумывая, чем можно себя занять. За две недели они подружились и стали настоящей командой. 

Фильм-исследование снимали летом 2022 года в Санкт-Петербурге. Спустя год мы встретились с родителями участников фильма, и они отметили, что дети стали более сосредоточенными и самостоятельными. Результаты за это время не ухудшились. 

Можно ли считать этот документальный фильм настоящим научным исследованием? С одной стороны, мы использовали серьезные медицинские приборы для оценки вестибулярной функции до и после воздействия на детей дворовых игр. Это похоже на научное исследование. С другой стороны, у нас было слишком мало испытуемых — всего девять детей. А еще не было контрольной группы — тех, кто продолжал бы играть в компьютерные игры вместо игр во дворе. Поэтому наше исследование — это скорее «кейс-стади» — изучение конкретного случая.

Но наша цель состояла в другом. В привлечении внимания людей к тому, что существует эффективный и совершенно бесплатный способ развития мозга детей — дворовые игры. 

Детская неврологическая клиника «Прогноз» запускает серию лекций аспирантов кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «психофизиология», которые будут полезны всем, кто работает с детьми и родителями.

7 ноября состоится первая из серии лекция на тему «Модель психического состояния (Theory of Mind) человека, или как мы понимаем поведение других людей».

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»