Психология

Как выявить проблемы в развитии ребенка: 3 основных правила

Нормальное развитие — понятие относительное, поскольку у каждого ребенка есть характеристики, выходящие за рамки среднего возраста. Но иногда особенности мышления и поведения осложняют его собственную жизнь и жизнь окружающих. Психолог развития и детский психиатр объясняют, как вовремя это заметить и исправить.

Как выявить проблемы в развитии у ребенка: 3 основных правила

Кадры из фильма «Трудный ребенок» (1990)

Ваш пятилетний сын признается, что видит ночью в углу своей комнаты страшное чудовище. Моя третьеклассница никогда не оставляет свою любимую игрушку и даже берет ее с собой в школу. Подросток подолгу сидит, пристально глядя в определенную точку, не взаимодействуя со сверстниками…

Что это: неврологическая особенность, особенность личности или симптом серьезного психического расстройства? Когда стоит начинать беспокоиться?

Многим родителям сложно обратиться к специалисту с этими проблемами: если психиатр подтвердит реальность проблемы, им придется не только перестраивать свою жизнь и корректировать планы на будущее, но и столкнуться с собственными страхами (чаще всего социофобией) неприятие) или чувство вины…

Как заметить проблему

Если некоторые очевидные расстройства, такие как тики или заикание, трудно игнорировать, то во многих других случаях взрослым легче не принимать во внимание странности в поведении ребенка, потому что они хотят верить, что все пройдет. На самом деле он очень здоров.

Однако вовремя обнаружить проблему — значит сделать первый шаг к ее решению, ведь мозг ребенка пластичен, обладает способностью к обучению и обладает большим количеством адаптивных ресурсов

Недавнее крупномасштабное исследование показало, что дети с проблемами психического здоровья подвергаются большему риску социальной изоляции, низкого уровня образования, финансовых трудностей и злоупотребления наркотиками, а также с большей вероятностью будут иметь худшее будущее благополучие (как физическое, так и психическое). И наоборот, ранняя диагностика позволит исправить многие нарушения развития. Но определить их невооруженным глазом не получится, здесь стоит проконсультироваться со специалистом.

1. Учитывайте возраст

Детский психиатр Инна Марголина отмечает: “На первый взгляд проявления расстройства часто неотличимы от индивидуальных особенностей. Ключ кроется в выраженности этих особенностей и их влиянии на качество жизни ребенка” видя монстров и/или слыша их голоса, можно предположить, что у него богатое воображение, но эти же мысли могут быть и тревожным признаком, особенно если воображение теряет свою произвольность и ребенок в чудовище увидел что-то необычное. В любом месте и в любое время».

Другой пример: врач вряд ли заподозрит социопата в двухлетнем ребенке, оторвавшем крылья бабочки, потому что в этом возрасте исследовательские интересы, скорее всего, преобладают над чувством жалости. Но жестокость, проявляемая школьником, особенно когда он бьет младшего ребенка или тайно причиняет боль и получает от этого удовольствие, может свидетельствовать о садистских наклонностях, искаженных влечениях или детской шизофрении.

2. Обращайтесь за обратной связью

«Внимательно посмотрите, насколько ребенок способен измениться и сбалансированы ли его занятия и увлечения», — советует Инна Марголина. — Мешают ли его особые качества (например, кажущаяся медлительность, небрежность, гиперактивность или замкнутость) его повседневной жизни, учебе и общению со сверстниками? Сможет ли он идти в ногу с темпом школьных занятий? Слушайте учителей, тренеров, внеклассных преподавателей и одноклассников. Обратная связь со стороны не всегда объективна, но и полностью ее игнорировать не следует».

3. Выстраивайте доверительные отношения

«В подростковом возрасте ваш контакт с ребенком и интерес к его жизни будут особенно важны, — продолжает детский психиатр, — потому что в это время многие дети любят скрывать от взрослых свои проблемы, а затем и большинство психических заболеваний, включая депрессию, шизофрению, и начнет проявляться биполярное расстройство. Только когда у вашего подростка появится опыт близких, безопасных отношений, он сможет признаться вам в том, что его беспокоит, и в вещах, которые кажутся постыдными или пугающими. Например, «При необходимости это поможет вовремя начать лечение, предотвратить или замедлить прогрессирование заболевания».

Как принять болезнь ребенка

Умственная отсталость, СДВГ, тревога и депрессия… Какой бы диагноз врач ни поставил ребенку, его личность не определяется им – в нем есть много других полезных вещей. «У каждого особенного ребенка есть свои сильные стороны, которые компенсируют многие проблемы», — объясняет психолог развития Галия Нигметжанова. «А преимущества часто становятся оборотной стороной нарушений».

Мальчик с расстройством аутистического спектра не умеет общаться с людьми, но умеет считать быстрее всех в классе и знает столицы всех стран мира. Девочке с СДВГ сложно сидеть дома и читать учебники, но она настолько общительна и активна, что объединяет класс и успевает участвовать в нескольких разных секциях.

«Лучшее, что родитель может сделать для своего особенного сына или дочери, — это принять его или ее уникальные дары и помочь им определить собственную траекторию развития», — заключает Галия Нигмезанова. «Когда мы видим целостность ребенка, мы ориентируемся не на конкретные симптомы, а на желание облегчить его страдания и сделать жизнь лучше и счастливее».

Решая проблемы со здоровьем ребенка, мы не увеличиваем его комплекс, а вместе радуемся преодолению трудностей, любым положительным изменениям и новым впечатлениям.

Как выявить проблемы в развитии у ребенка: 3 основных правила

Кадры из фильма «Трудный ребенок» (1990)

Этапы развития

В помощь родителям мы вместе с Инной Марголиной составили четыре таблицы, в которых перечислены типичные особенности поведения детей разного возраста.

Ранний возраст (0–3 года)

Спецификация

  • Речь: с 2 месяцев мычание (гласные и невыраженные согласные, вокализация – повторение одних и тех же звуков), с 6 месяцев лепетание (слоги), к 1 году – одиночные короткие слова. После 2 лет смысл сказанного ребенком должен быть ясен. В 3 года дети начинают слушать взрослых.

  • Привязанность: Хороший тактильный контакт с первой недели и постоянный зрительный контакт с 6 месяцев. 8 месяцев – Заметная реакция на обращение по имени (поворот головы и взгляд). Лишь в возрасте двух лет он начал взаимодействовать с другими детьми, а не создавать сюжетные игры. С двухлетнего возраста он может испытывать страх. С точки зрения взрослого, может возникнуть немотивированная агрессия (удары или укусы без причины).

примечания

  • Речь: Ребенок молчит или редко говорит. В возрасте 2 лет он произносил только слоги и говорил на «птичьем языке» или цитатах из мультфильмов или рекламы. Эти слова не произносились другим людям и не могли быть использованы в качестве средства общения.

  • Эмоции: избегание тактильного контакта, выгибание рук матери во время кормления, отведение взгляда, отсутствие зрительного контакта. С 1,5 лет – внезапное нарушение сна, потеря аппетита, частые капризы, чрезмерная активность, стереотипные движения, остановка речи (ухудшение речевого развития), потеря интереса к игрушкам.

Дошкольники (3–7 лет)

Спецификация

  • Уметь играть, общаться, взаимодействовать с другими детьми и понимать правила простых игр.

  • Не умея подавлять эмоции, дети до 5 лет могут отнимать любимые игрушки, проявлять импульсивную агрессию, выражать несогласие с чем-либо.

  • Я не могу завязать шнурки на ботинках и с трудом застегиваю их.

  • В 4 года он мог сидеть неподвижно 20-25 минут, а в 7 лет – до 40 минут.

  • Если среди игрушек были неигровые предметы, он относился к ним как к игровым: строил поезда из веревок и палок, делал кукол из тряпок.

  • До 7 лет страх – это нормально. С 3 лет дети уже могут рассказать, чего они боятся и почему (темноты, монстров).

примечания

  • Дети не играют, а манипулируют предметами, бесцельно трясут их и крутят.

  • Он признался, что не просто боялся монстра, но даже видел его и указал его точное местонахождение.

  • Его интересовали только абстрактные вещи — числа, буквы, схемы, строение Солнечной системы, к другим вещам ему было трудно обратиться.

  • В 6 лет он проявлял немотивированную агрессию и мог без причины ударить или укусить людей.

Подростки (11–18)

Спецификация

  • Слишком много общения, и отношения со сверстниками важнее обучения.

  • У него часто бывают перепады настроения, он чувствителен, плаксив, раздражителен.

  • Очень недовольна своей внешностью.

  • 18-летняя девушка делает (скромные) татуировки и пирсинг как модный тренд.

  • На фоне интенсивного роста могут ухудшаться память и концентрация внимания, снижаться успеваемость.

примечания

  • Подросток отказался общаться и посещать общественные места.

  • Она долгое время замыкалась в себе, находилась в стойком (более двух недель) состоянии депрессии и призналась, что слышит голоса в голове.

  • Нанесение порезов и множественных проколов на теле.

  • Сильно ограничивать собственное питание или, наоборот, переедать и в дальнейшем пытаться вызвать рвоту.

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 1 Средняя: 5]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»