Мода

Звезда эпохи: как Надежда Ламанова стала любимым модельером императрицы и советских женщин

Ее биография – яркий пример успешной женской карьеры: в 16 лет девушка из простой семьи переехала в Москву из Нижнего Новгорода, в 24 года открыла собственный дом моды, а еще через 10 лет Императрица заказала ей одежду. Рассказываем о невероятном взлете Надежды Ламановой, пожалуй, самого известного модельера Российской Империи и Советского Союза.

Звезда Времени: Как Надежда Ламанова стала императрицей и любимым модельером советских женщин

Мария Павловна Абмелек-Лазарева, Надежда Романова, Императрица Александра Федоровна Романова

Будущая легенда русской моды родилась в бедной аристократической семье Нижнего Новгорода – солдата со скудным достатком. В 16 лет, окончив местную среднюю школу, девушка решила переехать в Москву. Действительно, решение о переезде было продиктовано не только амбициями девушки. Семья оказалась на грани банкротства: от чахотки умерла мать, вскоре за ней умер и отец, оставив после себя огромный долг. Девочке приходится заботиться о четырех младших сестрах и рассчитывать она может только на себя.

Надежда решила выбрать шитье, пошла в школу кройки и шитья, а затем нашла работу в московской мастерской. В 24 года она сделала самый решительный шаг – открыла собственный дом моды в Москве. Здесь она встретила любовь всей своей жизни, с которой прожила 45 лет. Однажды к ней в студию зашел молодой юрист и актер-любитель Андрей Каютов. Ведь он же привел к Ламановой свою любимую ведущую Малого театра Гликерию Федотову. Каютов не смог устоять перед обаянием Рамановой, и вскоре пара поженилась (кстати, бывшие возлюбленные остались хорошими друзьями). В то же время Каютов познакомил Раманова с театральной элитой, в том числе с начинающим актером Константином Алексеевым, псевдоним которого был Станиславский.

Звезда Времени: Как Надежда Ламанова стала императрицей и любимым модельером советских женщин

Надежда Раманова

Ближе к 30 годам Раманова стала владелицей одного из самых престижных ателье Москвы, занимающегося дизайном одежды для творческой и светской элиты Москвы. Среди ее клиентов были семьи Шереметевых и Долгоруких, а с 34 лет императрица Александра Федоровна Романова лично заказывала у нее платья. За свои исключительные заслуги Раманова была удостоена престижного звания «Поставщик Двора Ее Величества», что свидетельствовало об ее особой тесной связи с Двором. Действительно, на этом предприимчивая Раманова не остановилась, она решила более тесно сотрудничать не с представителями дворца, а с московской богемной и творческой элитой. В начале XX века ее друг Станиславский предложил ей сотрудничать в изготовлении костюмов для спектаклей во МХАТе. Великий режиссер спектакля не ошибся в выборе модельеров: талантливая Раманова умело создавала фантастические костюмы, позволявшие зрителю ясно понимать статус и статус персонажей на сцене. Вскоре по эскизам Бакстера она начала создавать костюмы для знаменитого балета Дягилева «Русский сезон» в Париже, который произвел настоящий фурор во французской столице.

Звезда Времени: Как Надежда Ламанова стала императрицей и любимым модельером советских женщин

Платье императрицы Александры Федоровны

Звезда Времени: Как Надежда Ламанова стала императрицей и любимым модельером советских женщин

Еще одно платье Александры Федоровны

Если в личной жизни Надежда Романова была чрезвычайно теплой и гостеприимной, то в работе она была суровой и требовательной, уверенной в правоте своего мнения. Она редко учитывает пожелания клиентов и всегда остается твердой в своем собственном видении дизайна. Для нее примерка – поистине творческое занятие: она долго продумывает фасон и крой изделия, продумывает распределение складок ткани по фигуре, учитывая все особенности фигуры клиентки. При этом она не только обращает внимание на внешний вид одежды, когда она статична, но и всегда обращает внимание на изменения одежды во время движения.

Как вспоминают актеры, знавшие Надежду Романову, работать с ней было одновременно сложно и легко. Дизайн одежды она выбирала с полным пренебрежением к пожеланиям своих покупательниц. Раманова проводила долгие и кропотливые примерки, изматывая клиентов, пока окончательно не убедилась, что все идеально. С другой стороны, все просто, потому что решения дизайнера абсолютно надежны: результат работы – всегда безупречное платье. У нее безупречный вкус и владение пропорцией – она легко отмахивается от упрямства, упрямства и нежелания слушать клиентов, ведь в ее умениях все уверены.

Одежда Надежды известна своим сложным пошивом и трудоемким производством. Талант Надежды Романовой мало чем отличался от таланта скульптора – она могла представить, как каждая ткань будет смотреться на человеке и какая форма подойдет к его фигуре. Одежду она не шьет, а просто «пришивает» ткань к фигуркам, намечая вырезы и украшения. Ее метод дизайна часто называют «лепкой по ткани».

Звезда Времени: Как Надежда Ламанова стала императрицей и любимым модельером советских женщин

Вечернее платье Надежды Ламановой, 1912–1913 гг

Звезда Времени: Как Надежда Ламанова стала императрицей и любимым модельером советских женщин

Вечернее платье Надежды Ламановой, 1913–1914 гг

Раманова часто говорит своим ученикам, что самым важным аспектом их работы является поиск правильной формы костюма для человека, а не придумывание «стиля» или модных атрибутов. Она категорически отказывалась идти навстречу пожеланиям многих своих клиенток «шить их так, как на парижских иллюстрациях», предпочитая вместо этого создавать одежду, подходящую ее клиенткам. Она считает, что костюмы неотделимы от людей. Раманова не делала эскизов своих картин, потому что не умела рисовать, предпочитая накинуть ткань прямо на клиентов для создания своих шедевров. «Я занимаюсь дизайном женской одежды, определяю формы и украшения, но за техническую часть работы не отвечаю. Я не могу выполнить работу, как архитектор не может построить дом или как кузнец не может» Без молотка не работаю», — объясняет модельер.

После первой русской революции у Рамановой, которой было уже 50 лет, начались трудности в карьере. Она отказалась иммигрировать. В 1919 году Надежда была арестована большевистским правительством (она была официальным дизайнером, назначенным дворцом, что было для нее вероятным смертным приговором). Раманова провела в Бутырской тюрьме около 2,5 месяцев и была освобождена после вмешательства писателя Максима Горького, тогдашнего президента Госиздата. Она без сожаления отказалась от своего общества и прежних привилегий. К началу 1920-х годов Раманова потеряла связь с элитой и начала создавать одежду для масс на основе традиционной русской одежды. Театр вновь стал отдушиной Романовой – она ​​играла в “Турандот” Вахтангова, “Квартире Зойки” Булгакова и “Егоре Бличеве” Горького. Создавала костюмы для таких спектаклей, как “Ожидание других”. Тогда же начался и ее «роман» с кино. Раманова участвовала в фильмах «Алита» режиссёра Якова Протазанова, «Александр Невский» режиссёра Сергея Эйзенштейна, Григорий Александр. Также он участвовал в таких фильмах, как «Цирк» режиссёра Дрова и «Поколение победителей» режиссёра Веры Строевой, и участвовал в дизайне костюмов к фильму «Александр Невский». Эйзенштейн «Иван Грозный». Правда, заслуги Романовой не всегда оценивались по достоинству. В 1930-е годы Надежду лишили права голоса, и ей и ее близким пришлось неустанно (и, к сожалению, бессмысленно) доказывать, какой большой вклад она внесла в советскую систему.

Звезда Времени: Как Надежда Ламанова стала императрицей и любимым модельером советских женщин

Надежда Раманова

Смерть культового модельера окружена множеством загадок. Считается, что после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, ее должны были эвакуировать вместе с труппой МХАТ, но она опоздала и все уехали без нее. Грустная старушка умерла от внезапного сердечного приступа, сидя на скамейке возле Большого театра. Есть и другая версия – после того, как Надежда опоздала на вечеринку, сестра Романовой решила утешить модельера и предложила подождать на вилле. На следующий день, когда сестры снова приехали в театр, Раманова внезапно заболела и спасти женщину было невозможно.

Несмотря на насыщенность биографии Романовой, многие этапы жизни модельера можно реконструировать лишь по рассказам ее современников. Собственных эскизов нет (ведь рисовать она не умела), а коллекция костюмов не так обширна, как хотелось бы. Действительно, это нисколько не повлияло на ее известность, Раманова остается одним из самых умных, талантливых, независимых и влиятельных дизайнеров в истории российской моды.

Судя по материалу , .

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»